Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире24 августа 2016 0:10

Штурмом взят последний оплот исламистов в Каире

Из бушующего Каира передают наши спецкоры Александр Коц и Дмитрий Стешин [твиттер-трансляция, аудио, видео]
В Каире не утихают манифестации

В Каире не утихают манифестации

Фото: REUTERS

С введением чрезвычайного положения жизнь в столице Египта замерла. Но спокойнее в стране не стало.

Рамадан и стратегия

Заспанный портье не удивился визиту журналистов «КП» в разгар комендантского часа. Без малого месяц назад, за день до начала Рамадана, он провожал нас из Каира словами: «Встретимся на следующей революции!». Увидев знакомых постояльцев, он ласково молвил: - Ну и зачем нужно было уезжать? Жили бы у нас, мы рады гостям!

Но, как бы цинично это не звучало, целый месяц в Каире делать было нечего. Военные зачистили от «братьев-исламистов» основной очаг сопротивления – импровизированный майдан возле Штаба Национальной гвардии, где, по слухам держали свергнутого президента. А затем настал Рамадан, месяц, во время которого правоверные мусульмане стараются прекратить все распри, войны и конфликты. Это была стратегическая пауза во всех смыслах, и военным удалось подготовиться лучше. В первые же дни по окончании священного месяца была зачищена и сожжена основная «оппозиционная» мечеть Рабия аль-Адавия и «майдан» возле каирского университета. В ответ сторонники свергнутого Мурси провели множество кровавых точечных вылазок. Иногда не объяснимых никакой логикой – в Каире, например, было сожжено здание «Красного полумесяца» и подорвана железная дорога. Сгорели свыше полусотни христианских церквей. Жгли машины, полицейские участки и полицейские же броневики. Беспорядки прокатились по провинции, и самое неприятное – никто не может сказать точно, что там происходит. Транспортное сообщение в стране нарушено – комендантский час начинается в семь вечера и его соблюдают беспрекословно. Поэтому, Каир удивительно-пуст. Лишь редкие патрули народных дружинников, состоящие из мальчишек-старшеклассников, останавливали нашу машину. Зачем? Они и сами этого не знают точно. Взрослые эту игру в правопорядок поддержали, но участвовать в ней не захотели, перепоручив переформатирование государства армии.

Власть подполья

«Египет сражается с терроризмом» - надпись-логотип на английском языке на всех государственных телеканалах как бы призвана объяснить, что происходит в стране. Причем не столько своим гражданам, сколько многочисленным иностранным журналистам, приехавшим в Каир на «очередную революцию». «Давайте, ловите 22 миллиона террористов», - отреагировал на телеагитку египетский Твиттер, намекая на то, что более 40 процентов населения страны, поддерживают движение Братьев-мусульман. Того самого, что долгие десятилетия во время режима Мубарака находилось в андеграунде. Куда, собственно, его и загоняют сегодня новые власти – назад, в подполье. Пресс-секретарь главы правительства Шериф Шауки в эти выходные заявил, что вопрос запрета Братьев-мусульман рассматривается всерьез. А ведь еще совсем недавно, месяц назад, им предлагали портфели в новом кабинете министров. Но сторонники Мурси на компромисс не пошли. В своей политической агонии исламисты «слетают с тормозов», наглядно демонстрируя, что скрывается под маской респектабельной элиты нового поколения. Впрочем, их оппоненты не менее прагматичны.

В тот момент, когда в президентском дворце на протокольную пресс-конференцию собрали международных журналистов, в другой части города армия начала штурм последнего оплота «братьев-мусульман» - мечети Аль-Фатх. Это был циничный, но стратегически-верный ход.

Назначение виноватых

Сюда, к площади Рамзес исламисты отступили в четверг, после кровавых, полномасштабных боев у мечети Рабия аль-Адавия, в ходе которых погибли более 600 человек. В пятницу силы безопасности попытались зачистить и этот штаб исламистов. Во время разгона очередного майдана погибли еще 170 человек, а оставшиеся в живых сторонники Мурси заперлись в мечети Аль-Фатх. Где и просидели до обеда субботы - в ожидании развязки, заблокированные не только армией, но и «народом». Все это время армия и полиция вела переговоры с сидящими внутри, и заодно, сдерживала натиск противников Мурси снаружи. Степень агрессивности «либеральной интеллигенции» была близка к градусу кипения. Не находя применения распирающей их ненависти, «победители» переключились с недостижимой пока цели на ту, что всегда под рукой. На любой революции, будь то арабская весна или «цветной» переворот, рано или поздно во всем оказываются виноваты журналисты. Так было и в 2011 году, когда журналистов, возненавидели, как по команде. То же самое повторилось и сейчас: по мнению противников Братьев-мусульман, западные репортеры делают все, чтобы защитить «террористов».

На наших глазах полиция со стрельбой в воздух отбивала у толпы двух итальянских папарацци – парня и женщину, спасалась бегством немецкая съемочная группа. Американцы и вовсе не показываются вблизи точек напряжения. США сегодня — главный раздражитель для египетских «демократов». И не дай бог какой-нибудь малолетний гопник примет тебя за янки, как это случилось с нашим коллегой. Фотокорру РИА «Новости» Андрею Стенину повезло, что рядом стояла армейская бронетехника. В один из БТР его спрятали военные, а озверевшие маргиналы нарезали вокруг него круги, как акулы, почуявшие кровь.

Впрочем, в одно мгновение все внимание воинственной толпы переключается на мечеть. С минарета раздаются одиночные выстрелы, и спустя несколько секунд армия отвечает дружным «хором» автоматных очередей. В завязавшейся перестрелке около мечети появляются первые раненые, и бесстрашное еще минуту назад «войско» антимурсистов «сдувает» за ближайшее здание. Военные закидывают вход в мечеть гранатами со слезоточивым газом и без особого сопротивления берут ее штурмом, растаскивая хлипкие баррикады из стульев.

Аммиачный дух революции

Дальше начинается долгожданное, любимое на Востоке шоу – расправа над проигравшими. С огромным трудом полиция и военные вытаскивают из мечети седого старика. Идти он не может, его несут на руках. Солдаты, спасая исламиста от самосуда, лупят очередями над головами толпы, отрываются от линчевателей, но из переулка вылетает еще одна группа социально-активных граждан. Следом выводят женщину в низко-надвинутом платке – опять стрельба, через головы полицейских ее пытаются ударить арматурой и палками. Кто-то из военных объясняет нам, что это статусные «клиенты». Обычных исламистов просто грузят в полицейский автобус и увозят. На прощание, публика пытается его перевернуть, но разбегается при звуках зверской стрельбы. С тыла мечети, на ступеньках бьется толпа – одни хотят поджечь рассадник «мурсизма», несколько мужчин, судя по одежде – духовного звания, пытаются помешать, взывая к разуму. Но разума в этой толпе уже не осталось. Пожилого мужика показавшегося подозрительным стаскивают за ноги в подземный переход закрытой станции метро, в зловещую тьму, воняющую мочой и тухлятиной. Это и есть истинный запах восточной революции. Которой, кажется, уже нет конца. В ночь после зачистки последнего оплота братьев-мусульман, полыхнула Александрия. Журналистов там нет, и лишь «Аль-Джзира» дает в эфир какие-то апокалиптические картины снятые на мобильные телефоны. Исламисты, похоже оставили Каир, но уходить никуда не собираются. Зловещая фраза о 22 миллионах террористов, брошенная в Твиттер, оказалась пророческой.

Напомним, волна насилия захлестнула Египет два дня назад, когда власти жестко разогнали в Каире лагеря сторонников свергнутого президента-исламиста Мохаммеда Мурси. Тогда погибли 638 человек.

На месте событий находятся спецкоры отдела политики Александр Коц и Дмитрий Стешин. Они ведут твиттер-трансляцию.

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

Штурм мечети «Аль-Фатх» в Каире